Новости
 
 
 

Словарь архитектурных терминов - М

 
Мавзолей
(лат. mausoleum, от греч. mausoleion)
монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и (иногда) поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (ныне в Турции, IV в. до н. э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в Средние века на Востоке. В XX в. в тоталитарных государствах возводятся мавзолеи политических деятелей.

Манеж
(франц. manege)
прямоугольное или круглое в плане здание без внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных состязаний. В архитектурном отношении наиболее выразительны манежи XVIII–XIX вв. (манеж в Москве, 1817–1825 гг., инж. Л. Л. Карбонье, по проекту А. Бетанкура, арх. О. И. Бове).

Мансарда
(франц. mansarde)
помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания, двухскатная крыша которого состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. В широком смысле мансарда – любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей.

Маскарон
(франц. mascaron, итал. mascherone, от лат. mascus – голова, лицо)
декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, на наличниках оконных и дверных проемов, используются в качестве водометов (с отверстием для выпуска воды на месте рта), а также для украшения мебели.

Мастаба
(араб., букв. – каменная скамья)
современное название древнеегипетских гробниц периода первых династий фараонов (около 3000–2800 гг. до н. э.) и Древнего царства (около 2800–2250 гг. до н. э.). Состоит из наземного прямоугольного в плане сооружения (в виде лежащего параллелепипеда) с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями, украшенными статуями, рельефами, росписями.

Машикули
(франц. machicoulis)
выступающие наружу бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, использовались как элемент архитектурного декора.

Медальон
(франц. medaillon, от итал. medaglion, увеличительное от medaglia – медаль)
изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении.

Мезонин
(от итал. mezzanino)
надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.

Метопы
(греч. metope)
прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже – живописью. Первоначально (до развития каменной архитектуры) в Древней Греции так называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.

Мечеть
(от араб. «масджид» – место поклонения)
мусульманское культовое сооружение. С VII–VIII вв. развивались типы центрально-купольной (мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной (прямоугольная в плане, с внутренним двором, окруженным галереями, и многостолпным молитвенным залом) мечети. В обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещались одна или несколько молитвенных ниш – михрабов. В различных странах под воздействием местных традиций выработались самостоятельные типы мечетей.

Микрорайон
(от греч. mikros – маленький и франц. rayon – радиус, район)
первичная единица современной жилой застройки города. Состоит из комплекса жилых домов и расположенных вблизи них учреждений культурно-бытового обслуживания населения (детские сады, ясли, школы, столовые, магазины).

Минарет
(от араб. «манара», букв. – маяк)
башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), поздние – внутри башни. Различаются два основных типа минаретов – четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами.

Модульон, модильон
(франц. modillon)
архитектурная деталь в виде кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза; используется преимущественно в ордерной архитектуре. Иногда модульон играет только декоративную роль.

Монастырь
(от греч. monasterion – уединенное жилище)
община монахов или монахинь, принимающая единые правила жизни (устав). Древнейшие монастыри – буддийские, появились во второй половине I тыс. до н. э. в Индии и распространились в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н. э. – VII в. н. э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353–366 гг.) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья), кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV–XVII вв.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам. Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, образованные в IV–VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены мощными стенами и включали храмы (трехнефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI–IX вв. сформировался архитектурный тип западноевропейского католического монастырского комплекса (сохранился план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, около 820 г.), имевшего регулярную планировку. Здесь доминировала церковь, к ней примыкал дворик (клуатр) с галереями, вокруг которого располагались монастырские постройки (Сент-Олбанс в Англии, 1077–1088 гг., Клюни в Бургундии, 1088–1012 гг.). В конце XIII – начале XIV в. появились монастыри-замки, где клуатр и залы составляли единый объем (Верхний замок в Мальборке, Польша). В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки). \"Православные монастыри Византии, Балканских стран, Руси, Армении имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе, V–XV вв.; монастырские ансамбли на Афоне, X–XI вв., в Метеоре, XIV–XVIII вв., в Греции). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре – собор, трапезная, колокольня, колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри (Давид Гареджа, Герард). \" Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении учитывалось местоположение (при слиянии рек, у озера, на острове), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции монастырей определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь и др.). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь). Архитектурные формы русских монастырей до середины XVI в. были строгими, лаконичными, а в конце XVII в. обогатились красочным узорочьем. В период Возрождения и барокко монастыри потеряли значение крепостных сооружений. Вместо них появились парадные ансамбли монастырей-дворцов, возведеных по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге). В XX в. новые монастыри строятся редко и не играют существенной роли в застройке города.

Мукарны, мукарнасы, сталактиты
в архитектуре Ближнего и Среднего Востока декоративные выступы призматической формы, расположенные нависающими друг над другом рядами на сводах ниш, тромпах, полукуполах и т. д. Напоминают сталактиты в пещерах.

Мутул
(лат. mutulus)
плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере; прототипом мутулов были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.
 
Расскажи друзьям:     
 
blog comments powered by Disqus
 
 
Конструкции
 
Инженерные системы
 
Бани, сауны, бассейны
 
Материалы
 
Технологии строительства
 
Камины и печи
 
Озеленение
 
Благоустройство территории
 
Малые архитектурные формы
 
Интерьер дома
 
Инструменты
 
Техника в быту
 
Мебель
 
Своими руками
 
Справочник

 
Любое использование материалов возможно только при условии активной ссылки на vnegorodov.ru!
     
  © Vnegorodov.ru 2011