Новости
 
 
 

Словарь архитектурных терминов - А

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ф Ч Ш Щ Э Ю Я
 
Абак
(греч. abax – доска)
верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

Акант, аканф
( греч. akantha)
декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акведук
(лат. аquaeductus, от aqua – вода и duco – веду)
водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акротерий
(греч. akroterion)
скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары и т. д.).

Алтарь
(лат. altaria, от altus – высокий)
жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения с мраморным декором и рельефами. В христианских храмах алтарь – это стол (престол) для совершения священного таинства, в католических – декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой; в православных храмах (с XIV–XV вв.) то же, что иконостас. С VIII в. появились переносные алтари-складни с росписью на створках.

Альков
(арабск.)
углубление в стене, обычно для кровати. Как правило, альков лишен естественного освещения.

Амфипростиль
(греч. amphiprostylos, от amphi – с обеих сторон и prostylos – имеющий колонны с передней стороны)
тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане, с колонными портиками на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

Амфитеатр
(от греч. amphitheatron)
1) Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженной местами для зрителей, возвышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Зрительские трибуны поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми находились сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме. 2) Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Ансамбль
(франц. еnsemble – совокупность, стройное целое)
группа построек, объединенных художественно, функционально или исторически, в сочетании с элементами окружающего природного ландшафта. Композиция ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, определяться взглядами архитекторов или заказчиков.

Антаблемент
(франц. еntablement, от table – стол, доска)
верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на архитрав (несущий компонент), опирающийся на него фриз и карниз (венчающая часть). Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Антефикс
(лат. аntefixum, от ante – спереди и fixus – прикрепленный)
украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

Анты
(лат. аntae)
выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название «храм в антах».

Анфилада
(франц. еnfilade, от enfiler – нанизывать на нитку)
ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

Апсида, абсида
(от греч. hapsis, род. п. hapsidos – свод)
расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

Арка
(от лат. аrcus - дуга, изгиб)
криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в Древнем Риме.
Части арки: плинтус, импост, лоб арки,пята арки, замковый камень, архивольт.
Типы арок: килевидная, коробовая, многолопастная, подковообразная, ползучая, полуциркульная, стрельчатая.

Арка триумфальная
монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один), завершаются антаблементом и аттиком, украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме и предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н. э., Септимия Севера, 203 г. н. э., Константина, 315 г. н. э., в Риме). По тому же принципу построены арки в Париже (на площади Каррузель, 1806 г.; на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806–1837 гг.). В России триумфальные арки в честь военных побед возводились с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827–1834 гг., арх. О. И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., арх. В. П. Стасов).

Аркада
(франц. аrcade)
ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура
(нем. Arkatur)
ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

Аркбутан
(франц. аrc-boutant)
в готической архитектуре наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа опорным столбам – контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т. д.

Архивольт
(итал. archivolto, от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга)
декоративное обрамление арочного проема, выступающее из плоскости стены.

Архитектоника
(от греч. аrchitektonike – строительное искусство)
художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти проявляется и в пропорциях, цветовой палитре и т. п. В более широком смысле архитектоника – композиционное построение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитрав
(от греч. аrchi – приставка, означающая «главный», и лат. trabs – балка)
в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах – широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском – состоящая из трех небольших горизонтальных уступов – фасций.

Астрагал
(от греч. аstragalos, букв. – шейный позвонок)
гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.

Атриум, атрий
(лат. аtrium)
закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

Аттик
(от греч. аttikos – аттический)
стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
 
Расскажи друзьям:     
 
blog comments powered by Disqus
 
 
Конструкции
 
Инженерные системы
 
Бани, сауны, бассейны
 
Материалы
 
Технологии строительства
 
Камины и печи
 
Озеленение
 
Благоустройство территории
 
Малые архитектурные формы
 
Интерьер дома
 
Инструменты
 
Техника в быту
 
Мебель
 
Своими руками
 
Справочник

 
Любое использование материалов возможно только при условии активной ссылки на vnegorodov.ru!
     
  © Vnegorodov.ru 2011